Каждой постройке отведен свой срок жизни. Конечно, любой хозяин хочет, чтобы его дом оставался прочным и красивым как можно дольше. Для этого необходимо своевременно производить ремонт, и в первую очередь это касается крыши. Состояние всего здания во многом зависит от состояния кровли, так как она защищает остальные элементы постройки от неблагоприятных погодных условий.

Окраска кровли имеет не только эстетическую, но и защитную функцию и является важным моментом в ремонте. Мелкий ремонт и окраска кровли не требуют высокой квалификации и могут быть самостоятельно выполнены практически любым человеком.

Различные кровельные материалы имеют разные сроки службы. Самый долговечный из них – черепица – до 60 лет. Причем этот материал не требует окраски. Кровля из черной листовой стали может прослужить 15 лет, из оцинкованной – 25, из рулонных материалов (толь, рубероид) – 8–12 лет. Окраску таких кровель рекомендуется производить один раз в 3–4 года, это повысит срок их службы.

Наилучшим временем года для ремонта и окраски кровли являются поздняя весна и ранняя осень, то есть те периоды, когда погода сухая и теплая, но не жаркая, колебания температуры в течение суток относительно невелики. Ранним утром и поздним вечером красить кровлю не рекомендуется, так как в это время возможно образование росы. В дождливую погоду все кровельные работы исключены. Летом окраску кровли желательно производить во второй половине дня.

Работы на крыше следует производить в обуви на мягкой резиновой подошве. Для страховки необходимо привязаться к стропилам, обрешетке или балкам, но не к дымовой трубе.

Ремонт и окраска имеют свои особенности, зависящие от характеристик материалов, из которых выполнена кровля.

Ремонт стальной кровли

Подготовка поверхности под окраску – чрезвычайно важный этап. От этого в значительной степени зависит качество окраски и долговечность покрытия. Перед ремонтом или покраской кровлю очищают от загрязнений, ржавчины и отслоившейся краски. Для этого используют сначала жесткую, а затем мягкую щетки или метлы. Ржавчину удаляют стальными щетками. Ржавые поверхности небольших размеров обрабатывают «Автопреобразователем ржавчины». Это средство кистью наносится на поверхность, предварительно очищенную от рыхлой ржавчины и обезжиренную уайт-спиритом, на срок 4–5 суток. О завершении процесса преобразования говорит изменение цвета кровли (сталь становится синевато-фиолетовой). Расход «Автопреобразователя ржавчины» составляет 150 г/кв. м поверхности.

Другое средство, останавливающее коррозию, – «Автоочиститель ржавчины» – выпускается в виде пасты. Ее наносят на поверхность слоем толщиной 2–3 мм, выдерживают 30 минут, затем удаляют. При необходимости эту операцию повторяют. Работать с этими средствами следует в резиновых перчатках. Обработку ржавчины необходимо произвести не только на наружной, но и на внутренней поверхностях кровли.

Следующим этапом подготовки кровли под окраску является выявление трещин и сквозных отверстий. Для этого в солнечный день кровлю осматривают с чердака, отмечая отверстия. Таким образом выявляют те из них, которые не закрыты обрешеткой. Остальные отверстия можно обнаружить по протечкам, появляющимся после сильного дождя. Выявив дефектные места, приступают к их ремонту. Заделка дефектов кровли производится в следующей последовательности: сначала замазкой заделывают кромки кровли, трещины на гребнях и швах, затем накладывают заплаты на сквозные отверстия. После этого закрашивают желоба и спуски и, наконец, всю поверхность кровли.

Для приготовления замазки используют тонкомолотый сухой мел и натуральную олифу. Вместо олифы можно применять лак ГФ-166 или ПФ-283. В олифу или лак при помешивании постепенно всыпают мел. Смесь выдерживают около 20 мин, затем выкладывают на лист фанеры, добавляют мел до нужной консистенции и вновь перемешивают. Замазку, приготовленную таким способом наносят на поверхность тонким слоем и заглаживают металлическим или резиновым шпателем.

Мелкие отверстия, например от гвоздей, можно также заделать замазкой. Предварительно края отверстий очищают от ржавчины, краски и грязи. Для тех же целей используют шпаклевку ПФ-002. Шпаклевки на латексной основе, содержащие воду, в данном случае не подходят.

Хорошего результата можно добиться, заделывая отверстия заплатами из брезента, парусины, плотной ткани или мешковины. Заплата должна перекрывать отверстие на 50–70 мм. Ее помещают в краску или эмаль, которой впоследствии будет окрашена крыша, на 10–15 минут, чтобы ткань хорошо пропиталась. Затем заплату вынимают, отжимают излишки краски и накладывают на заранее окрашенные места, тщательно приглаживая кистью. Окраска кровли производится только после полного высыхания заплат.

Если крыша окрашена битумными материалами, при ремонтных работах необходимо использовать также битумные материалы. Чтобы поставить заплату на такую кровлю, предварительно очищенный поврежденный участок промазывают битумной пастой на 200–250 мм вокруг ремонтируемого места. Заплаты в этом случае выполняют из толя, рубероида или мешковины. Через 30–50 мин, когда паста подсохнет, на отверстие наклеивают заплату и сверху снова покрывают битумной пастой. Дальнейшая окраска производится после полного высыхания пасты.

Материалы, используемые для окраски кровель, весьма разнообразны. Если окраска производится впервые, поверхность сначала грунтуют. Для грунтовочного слоя рекомендуется применять менее вязкие материалы, нежели для окрасочного. Это достигается добавлением в окрасочный состав большего количества разбавителя, так как жидкий материал лучше смачивает поверхность, проникая во все поры. Краску наносят тонким слоем. При окраске заплат нажим на кисть уменьшают, чтобы не оторвать их края.

Окрашивание начинают со спусков. Затем работу ведут от конька к спускам, растушевывая краску вдоль ската. Кисть держат так, чтобы ее волос был перпендикулярен поверхности кровли. Плоскую поверхность скатов удобно окрашивать валиком.

Новые оцинкованные поверхности окрашивать не рекомендуется, так как возможно нежелательное химическое взаимодействие цинка с некоторыми составляющими красок. Сам же цинковый слой защищает стальной лист в течение 10–12 лет. В тех случаях, когда необходимость окраски продиктована эстетическими или иными соображениями, рекомендуется производить ее не ранее, чем через 9–12 месяцев, когда на поверхности цинка образуется слой химически неактивных молекул.

Новые листы из черной стали при подготовке к установке на крышу необходимо проолифить, предварительно сняв смазку уайт-спиритом.

Ремонт кровли из рулонных материалов

После настила кровли из рулонных материалов рубероид или толь покрывают слоем битумной мастики толщиной 5 мм и присыпают кусочками гравия размером от 3 до 5 мм. Ремонт такой кровли также производится с применением битумной мастики вышеописанным способом. При установке заплат из толя или рубероида с них удаляют присыпку.

Иногда кровли из рулонных материалов окрашивают лаком БТ-577, в который добавлена алюминиевая пудра. Таким образом кровле придается светло-серебристый оттенок.

Ремонт деревянной кровли

Некоторые кровельные материалы из древесины выпускают обработанными антисептиками для защиты от гниения и антипиренами – для повышения их огнестойкости. Если же древесина не обработана, необходимо сделать это самостоятельно, например, средством «Сенеж», которое сочетает в себе как антисептические, так и антипиренные свойства. Для более глубокой пропитки обработку рекомендуется проводить дважды.

Окраску деревянной кровли производят как минимум двумя слоями краски и возобновляют каждые 3–4 года.

Деревянная крыша требует большего ухода, чем крыши из других материалов. Ранней весной с нее удаляют остатки снега. Просохшую кровлю осматривают, выявляя дефекты. Если она окрашена масляной краской, для заделки дефектов применяют замазку (мел с олифой или лаком) с добавлением такой же масляной краски. Высохшую замазку закрашивают.

Если кровля была пропитана горячим битумом, замазку для ремонта изготавливают из мела и битума. Заделав поврежденное место, кровлю или отдельный ее участок снова промазывают битумом. На битум также можно приклеивать заплаты из ткани.

Материалы, применяемые при окраске кровли

Выпускаются различные краски и эмали, предназначенные специально для окраски крыш. Помимо них возможно использование и других материалов, кроме тех, что предназначены для внутренних отделочных работ. Далее приведены сведения о некоторых материалах, производимых отечественной промышленностью.

Масляные краски МА-15 изготавливаются на основе комбинированных олиф. При температуре 20±2°С они высыхают в течение суток. Такие краски рекомендуется наносить тонким слоем, после высыхания которого наносятся еще один или два слоя. Пленки образуемые этими красками, имеют хорошую адгезию, эластичны, водостойки. Недостатком здесь является сравнительно невысокая твердость получаемых покрытий, поэтому при нанесении повторных слоев необходимо быть особо аккуратным, чтобы не повредить предыдущие. Краска зеленого оттенка изготавливается на основе оксида хрома, замедляющего коррозию металла, поэтому ее можно рекомендовать для стальных кровель.

Разведение красок перед употреблением производится при помощи уайт-спирита, скипидара или растворителей для масляных красок. При длительном хранении краски загустевают, и их рекомендуется разбавлять примерно на 5% (по массе).

Ориентировочный расход краски составляет: краска масляная для крыш МА-15 (на основе оксида хрома), сурик железный МА-15 – 50–80 г/кв. м, мумия МА-15 – 100–120 г/кв. м, охра МА-15 – 180–220 г/кв. м.

Краски МА-15 рекомендуются для обработки стальных и деревянных кровель, но не для кровель из рулонных материалов.

Хорошую защиту кровли дает черный битумный лак БТ-577. Если в него добавить 15–20% алюминиевой пудры ПАП-2, лак получается серебристого цвета. Алюминиевая пудра повышает антикоррозийные свойства покрытия. Серебристое покрытие хорошо отражает солнечные лучи, поэтому его можно рекомендовать для южных районов.

Краска для крыш БТ-184 предназначена для окраски кровель из любых материалов. Помимо защитных она обладает еще и герметизирующими свойствами. Перед употреблением ее следует тщательно перемешать. При необходимости ее разбавляют растворителями №№ 645, 646, 649 или разбавителем РКБ-1. Толщина покрытия должна составлять 0,2–0,3 мм, в местах пробоин, стыков и швов – 0,5–1 мм. После нанесения первого слоя следует выждать 1,5 часа и нанести второй слой, который сохнет в течении 6 часов при температуре 20°С.

Цвет такого покрытия – от черного до темно-серебристого. Расход краски – 110–130 г/кв. м (один слой).

На загрунтованные поверхности металлических кровель можно наносить антикоррозийные мастичные покрытия, широко применяемые при ремонте автомобилей.

Алкидная эмаль ПФ-115 обладает высокой стойкостью к атмосферным воздействиям. Она наносится в два слоя и служит 3–3,5 года.

Кровля – весьма важный элемент любого строения. Она «берет на себя» основную массу неблагоприятных атмосферных воздействий. Своевременный и качественный ремонт и периодическое обновление окраски кровли поможет продлить срок службы не только самой кровли, но и всего дома.